Все, наверное, уже подзабыли главного лыжного инструктора НАБУ по закупкам – Юрия Петровича Ханика. Главу управления обеспечения финансовыми ресурсами, имуществом и контроля за их использованием НАБУ, близкого соратника Артема Сытника. Ветерана тендерного фронта еще со времен КРУ, владельца прокладок, через которые выводились средства Киевского, Житомирского, Львовского, Николаевского, Харьковского бронетанковых заводов и Минагрополитики. Наконец, счастливого владельца домов и земельных участков в Буче (поближе к шефу) и любителя отдыха в Вене и Инсбруке, стоимость которого ну никак не коррелирует с зарплатой Юрия Петровича в 45 тысяч гривен. В ноябре мы подробно писали о господине Ханике, его недвижимости и поездках за рубеж.
Похоже, что слава о подвигах Ханика, которых у него намного больше, чем у Геракла, дошла и до недавно заработавшего Госбюро расследований. Которое открыло уголовное производство по одному из не самых крупных, но показательных кейсов Ханика, очень наглядно иллюстрирующих теневые заработки руководства НАБУ на тендерных закупках.
Это уголовное производство № 62018000000000016, и внесено оно в единый реестр досудебных расследований в конце декабря. Дело возбуждено по части 2 статьи 364 Уголовного кодекса Украины – злоупотребление властными полномочиями вопреки интересам службы с целью получения неправомерной выгоды для себя, повлекшее тяжкие последствия для государственных интересов. Санкция статьи, напоминаем, Юрий Петрович, от 3 до 6 лет лишения свободы.
Речь идет о закупке 25 октября 2018 года, когда НАБУ приобрело 12 легковых автомобилей Skoda на общую сумму около 11 млн. грн. у компании «Еврокар». Публичный анализ этого «тендера» провел Институт потребительских экспертиз. Выяснилось, что заявки на участие в торгах подали две компании, одна из которых («Автоцентр Прага Авто на Кольцевой») является дилером другой. Де-факто это был «тендер» с одним участником.
Эксперты института сравнили розничные цены автомобилей в салоне «Автоцентр Прага Авто на Кольцевой» с закупочными ценами. Оказалось, что в автосалоне цены значительно ниже. Кроме того, при покупке значительной партии автомобилей импортер, как правило, предоставляет существенную скидку – около 10%. Разумеется, никакой скидки не было. В результате, по оценкам экспертов Института, разница в цене между закупочной и реальной (той, которую мог бы предоставить продавец) на одном автомобиле составила 140-240 тыс.грн. Суммарный навар Юрия Петровича Ханика, подчеркнем, только на одном этом «тендере» составил 1,5 миллиона гривен.
Примечательно, что ни после анализа Института потребительских экспертиз, ни после нашего материала о Юрии Ханике, вопреки обыкновению, на сцену не выпустили Шабунина, Лещенко или какую-нибудь Сашу Брик с традиционными репризами «вывсеврети», «вброс» и «помойка». Как-то не заметил ситуации и Совет общественного контроля НАБУ. Судя по всему, произошло так потому, что Сытник в качестве реакции на зашквар выбрал режим «набираем побольше воздуха, и с каменным лицом уходим на дно».
В свою очередь, Ханик продолжил работать на своем посту, что вряд ли может свидетельствовать о чем-то другом, кроме как о его полном взаимопонимании с Сытником. И не просто продолжил. Судя по фото явно не украинской дороги, ведущей в явно не украинские горы, опубликованному женой Ханика 1 января на странице в Facebook, супружеская чета и на эти рожественские каникулы ездила на европейские горнолыжные курорты.
Правда, вера Артема Сытника в то, что все само собой рассосется, была цинично растоптана господином Трубой. ГБР, как многие и ожидали, с первых шагов, похоже, решило продемонстрировать, что его предусмотренный законом статус контролера контролеров пустой формальностью не будет. До сих пор НАБУ обладало широкими расследовательскими полномочиями по отношению к другим органам и было при этом фактически неуязвимо. Что ожидаемо выливалось в процессуальный произвол в виде разглашения следственной информации, незаконные методы получения доказательств и манипуляции с экспертизой.
Все это, впрочем, далекие от обывателей категории. А вот воровство государственных денег на тендерах – понятно каждому. И поэтому, думаем, решение ГБР начать с расследования фактов банального воровства руководством сакрального антикоррупционного органа – абсолютно логичное.
Подобных тендеров у Юрия Ханика – сотни. Мы рекомендуем следователям ГБР начать с плана закупок НАБУ на прошлый год, в начале которого Ханик возглавил Управление обеспечения финансовыми ресурсами, имуществом и контроля за их использованием НАБУ. Например, обратить внимание на услуги по шиномонтажу и мойке в январе прошлого стоимостью в 282 тысячи гривен. Возможно, мы мало знаем о работе детективов НАБУ, но делать шиномонтаж в январе, да еще и в массовом порядке, как следует из цены лота, несколько преждевременно. Или таинственные услуги по обмену валюты, оказанные НАБУ по переговорной процедуре в феврале, которые обошлись в 368 тысяч гривен. В общем, детективов ГБР ждет много открытий чудных – стоит только внимательно присмотреться к закупкам НАБУ вообще и их куратору Ханику – в частности.