Игорь Валерьевич Коломойский – как певица Мадонна в свои лучшие годы. Каждое выступление – новый образ. То украинская вышиванка, то картуз и русская косоворотка. То «что было плохого при Януковиче?», то «ОПЗЖ – предатели». То «мне банк не нужен, верните деньги», то готов взять акциями.
Последнее интервью «Цензору» – не исключение. Это одна из лучших характерных ролей. Если раньше было «а вы шо – против свободного рынка?», то сегодня Игорь Валерьевич косплеит большевистского комиссара, который сейчас раскулачит богатеев и проведет национализацию заводов и фабрик.
По словам Коломойского, его новый образ связан с тем, что ему больно смотреть за убылью населения и он хочет вернуть украинцев на Родину. «Я вижу, чтобы у нас в стране хотя бы на 5-7 миллионов увеличилось население. Чтобы люди вернулись и хотели жить в Украине», – говорит Коломойский.
Все о народе думаете, Игорь Валерьевич? Может тогда стоит начать с себя, и отремонтировать клоповник, который называется общежитие Запорожского завода ферросплавов – мы писали о нем 10 сентября 2018 года. Или поднять зарплату на своих предприятиях – до тысячи евро, чтобы люди не ездили в Польшу. Ведь сейчас на флагманских ферросплавных заводах Коломойского средняя зарплата – 13 тыс грн. Тогда как на соседних предприятиях того же «Метинвеста» – 22 тыс грн.
Нет, тратить миллиардные прибыли от продажи ферросплавов Коломойский не хочет. А хочет пойти другим путем, проведя национализацию самых вкусных с его точки зрения предприятий. «Для спасения Украины необходима всеобщая национализация крупных государствообразующих предприятий плюс национализация разработки недр земли, то есть в нескольких отраслях нам нужен государственный капитализм», – сообщает нам потенциальный нарком легкой, тяжелой и вообще любой промышленности И.В. Коломойский.
Очень интересная доктрина, только, похоже, лет 70 назад она уже реализовывалась. С некоторыми издержками – террором, Голодомором, ГУЛАГом, ограничением прав и свобод, товарным дефицитом и прочим, что хорошо помнят жившие во времена СССР читатели. В том числе и сам Игорь Валерьевич, который в СССР или любой другой стране, где главным капиталистом является госаппарат, давно бы сидел в тюрьме. Это в лучшем случае, учитывая масштабы Игоря Валерьевича.
Разумеется, Коломойский это прекрасно понимает. И выступает за эту идею с одной целью: после победы Зеленского глава группы «Приват» видит себя главным распорядителем государственных потоков.
Собственно, он об этом прямо говорит в интервью. «Я вам готов расписаться, что я не покупаю ничего за ближайшие пять лет. Не куплю никакие предприятия, не заберу, не отниму».
Может показаться, что Коломойский либо врет, либо стал толстовцем. Ни то, ни другое. Он действительно не собирается покупать и отжимать. Потому что рассчитывает, что это будет делать для него и под его руководством государство, а он будет управлять или, как минимум, сидеть на потоках госактивов. То есть Коломойский хочет сделать страну одной большой «Укрнафтой», которая де-юре принадлежит государству и приносит ему убытки, но де-факто управляется Коломойским и приносит ему прибыль.
«Я готов все сдать и стать, допустим, простым директором завода, как было у большевиков при НЭПе», – в первой части этого предложения Коломойский пускает вызывающую гомерический смех дымовую завесу, а во второй – приоткрывает карты. Стать директором страны – вот какие планы у Игоря Валерьевича.
Параллельно Коломойский шантажирует крупный бизнес и отправляет сигналы, что теперь, если кто-то еще не понял, нужно не скорые покупать, а идти на поклон к нему. «Лучше общаться, чем не общаться, чтобы понять, что у меня в голове и как далеко я готов зайти».
И в качестве перспектив для тех, кто не придет, проводит параллели с «красным террором» большевиков после октябрьского переворота. А на прямой вопрос Бутусова «так что нас ждет дальше – “красный террор” против некоторых олигархов?», Коломойский не дает ответ да или нет, а объясняет причины, из-за которых террор, по его мнению, неизбежен: «Красный террор” не начался бы, если бы были другие способы быстро изменить социальное неравенство и перераспределить финансовые потоки в пользу государства». Этот момент не может не восхищать: Коломойский оправдывает один из самых кровавых режимов в истории человечества. Просто потому что образ справедливого чекиста ему сейчас в масть.
Тут возникает философский вопрос «а кто ты такой?», который, к сожалению, не задает Бутусов. А он важный. Итак, еще раз: человек, которого никто не избирал, одиозный олигарх, не имеющий никакого формального отношения к власти, рассказывает о том, что будет с бизнесом и страной в целом. О том, как будут национализировать предприятия и поднимать ренту. И о том, как он готов далеко зайти. Не президент готов, не Кабмин, не парламент, а он. Но хоть Бутусов этот вопрос не задает, Коломойский на него отвечает.
В разделе, где идет речь о фракции «Слуги народа». Тут тоже идет речь о шантаже, но уже Зеленского. Коломойский констатирует, что, как минимум 100 человек «под риском выхода» из фракции. И что депутатам надо платить теневое содержание, чтобы они работали. Женщинам – «трешку баксов», мужчинам – «пятерку». Коломойский намекает, что может платить это содержание, и все будет хорошо. А может не платить, и через год будут новые выборы, на которых такого успеха уже не будет, если вообще будет какой-либо. И если Коломойский будет финансовым гарантом единства президентской фракции, то, конечно, он будет решать вопросы с национализацией государствообразующих предприятий и управлением уже имеющимися.
Как это будет, можно проследить на примере «Центрэнерго». О судьбе которого в первой части интервью не вспоминается. Поэтому напомним. Коломойский взял под контроль одну из крупнейших тепловых генераций в начале июля. Ранее «Центрэнерго» покупало уголь у госшахт за 2500 грн за тонну. Высокая цена закупки объяснялась высокой себестоимостью добычи на госшахтах (до 4 тыс грн за тонну).
Но при менеджменте Коломойского «Центрэнерго» стало закупать за 2500-2700 грн за тонну уже не у госшахт, а у частных компаний. При этом цена по «Роттердам+», с которым три года воевал Коломойский – 1740 грн за тонну. Текущие цены в ЮАР, США и Колумбии – 1800-1900 грн за тонну.
Кто же поставляет госпредприятию за такую цену уголь? Товка, владельцем которой является бывший директор одной из АЗС группы «Приват». Где же подчиненные Коломойского закупают уголь по цене на 50% большей, чем цена «Роттердам+»? На Кузбассе, в России. Стране, где, если верить сериалу «Слуга народа», продают уголь вполовину дешевле коррупционного «Роттердам+». Ну а на самом деле – в ДНР, в городе Шахтерске. Контактами со «свободными республиками» занимается угольный смотрящий Коломойского (а в прошлом Саши Януковича) Виталий Беляков.
Себестоимость электроэнергии при такой цене угля – не менее 1,9 грн/квт час. Но электроэнергию продают за 1,3 грн/квт час. Кому же государство продает электричество по такой сказочной цене? Правильно – заводам Коломойского. Таким образом, Игорь Валерьевич успевает ограбить государство дважды: купив уголь по завышенной цене и поставив электричество себе любимому – по заниженной. Ну и плюс заказанное Коломойским решение по снижению тарифов на транспортировку электроэнергии для промышленности, всю тяжесть которого повесили опять-таки на государственные «Энергоатом» и «Укргидроэнерго». Как результат – «Центрэнерго» работает с убытком в 200 млн грн ежемесячно, тогда как три последних года показывало прибыль.
Вот это и есть государственный капитализм от Коломойского. Похожие процессы начинают происходить в топливных тендерах «Укрзализныци», где Коломойский садится на темы Грановского-Адамовского. И Игорю Валерьевичу очень хочется, чтобы по такому же принципу работали все госпредприятия. Как заметил бывший соратник олигарха мэр Днепра Филатов, все, к чему прикасается Коломойский, превращается в тлен. Так что большой приватизации в ближайшем будущем ожидать вряд ли стоит. Зачем что-то покупать, если гораздо выгодней экспроприировать и грабить?