Мы дожили до того дня, когда НАБУ начало создавать свои собственные схемы в энергетике. Поздравляем Артема Сытника. Поставив во главе финуправления ведомства этого вашего лыжного инструктора, поклонника австрийских курортов и ветерана тендерного фронта Юрия Ханика, вы не ошиблись. Простота хуже воровства, а господин Ханик безупречен в обоих ипостасях.
Итак, 25 января текущего года НАБУ без тендера, по переговорной процедуре, купило электроэнергию у ДТЭК на 2,5 млн грн.
Соответствующее сообщение опубликовано на сайте Prozorro. Мы напомним, что по закону все закупки, цена которых превышает 200 тысяч гривен, должны проводиться по конкурсной процедуре. В качестве пояснений, почему не проводился конкурс, НАБУ написала целую простыню текста о проклятых империалистах, простите, «монополистах», «технических причинах», «отсутствии альтернативы» и т.д.
Но, о чудо. Если посмотреть на другие объявления на сайте госзакупок, то окажется, что прочие государственные учреждения закупают электроэнергию по тендерной процедуре. И в тендерах участвуют разные поставщики. Как в регионах Украины, так и, собственно, в Киеве.
Если пойти еще дальше, то окажется, что сама НКРЭКУ, которую НАБУ смутно подозревает в зловещей коррупции и даже обыскивала и изымала компьютеры по делу о «Роттердам+», тоже закупает электроэнергию по конкурентной процедуре. Более того, цена, по которой по результатам тендера от 14 декабря прошлого года закупает электроэнергию НКРЭКУ, примерно в 1,6 раз ниже, чем согласованная цена закупки у НАБУ. При этом объемы закупки вполне сопоставимы, и у НАБУ даже больше: 1,047 млн кВт*час у НАБУ против 755 тыс кВт*час у НКРЭКУ.
Что обычно делает само НАБУ в подобных ситуациях? Сначала дергает дежурных активистов, те запускают информационную волну. Затем НАБУ «по результатам анализа отдельных сообщений в СМИ» начинает досудебное расследование. Публикует пресс-релиз с инфографикой, где рассказывает о «группе лиц», которые, «вступив в предварительный сговор, нанесли ущерб путем завышения стоимости услуг/товаров, закупленных за счет государственных средств». Ну а затем НАБУ через суд расторгает незаконный договор. Как это было, например, в конце января с договором на 290 млн грн, который заключило ГП «Администрация морских портов Украины» и ООО «Техморгидрострой Николаев». Правда, прибегает к судебному механизму НАБУ только в случаях, когда обладает доказательствами нарушения закона фигурантами. А вот, скажем, в делах по «Роттердам+» и «Дюссельдорф+» ведомство Сытника в суд не подавало и не подаст. Просто чтобы не позориться и окончательно не терять лицо.
Но в нашем случае почему-то всего этого не было. Активисты молчат, релизов нет, инфографики нет, часовой антикоррупционной революции – издание «Наші гроші», почему-то не публикует новостей с характерными заголовками вроде «Сытник сделал Ахметова еще на 2,5 миллиона богаче». Ну, конечно, сам глава НАБУ не подает на себя в суд, подозревая в нарушении закона, и не расторгает договор.
В НАБУ питают слабость к закупкам по переговорной процедуре. Именно так, без конкурса, был куплен и тут же засекречен «экономический отчет специалистов» по «Роттердам+» за 180 тыс грн. А в феврале прошлого года так же были приобретены таинственные услуги по обмену валюты, которые обошлись государству в 368 тысяч гривен.
В сегодняшней ситуации очевидны две вводные: НАБУ нарушает закон, не проводя тендер там, где он может и должен проводиться. НАБУ могло бы тратить меньше государственных средств, если бы проводило тендер. Все это подпадает под статьи 191 и 364 Криминального кодекса – растрата государственных средств и злоупотребление властью или служебным положением.
Мы, конечно, далеки от мысли о «предварительном сговоре группы лиц», и теряемся в догадках, что это вообще было – быть может, директор НАБУ посылает рынку сигналы о перспективах трудоустройства после отставки? Ну, или, если без шуток, в НАБУ просто не знают, что электроэнергию закупают по конкурентной процедуре, но тогда как они с таким уровнем компетенции вообще могут расследовать дела, касающиеся энергетики?
И поэтому думаем, что точно выяснить, что это – невежество или служебная халатность, должны компетентные следователи. И, конечно же, не из НАБУ. А из ГБР, которое, как мы уже писали, расследует дело № 62018000000000016 о закупке автомобилей НАБУ по завышенной цене и с нарушением тендерной процедуры.
И поэтому настоятельно рекомендуем ГБР обратить внимание на явное нарушение закона со стороны руководства НАБУ. Специально для следователей ГБР даем в комментариях ссылки на данные: закупка электроэнергии НАБУ и для сравнения – аналогичная закупка НКРЭКУ.
P.S. И отдельное обращение к нашему любимому пациенту Герусу. Андрей! Ситуация словно создана Всевышним специально для вашего критического анализа: есть растрата, есть высокопоставленный чиновник и есть ненасытный коварный монополист, являющий собой по сути цитадель абсолютного зла. Нету только вас! Явите себя народу с подробным разбором случившегося.