Введение спецпошлины на российский дизель, поставляемый Медведчуком по трубопроводу, проблемы с правоохранительными органами, которые начались у Херсонской и Николаевской перевалок и одного из крупнейших импортеров нефтепродуктов Maddox, и наконец появление компании Коломойского в тендерах Укрзализныци – это зачистка рынка под Коломойского. Такие предположения высказывает сегодня «Экономическая правда». О том, что Коломойский в этом заинтересован, а его непосредственные представители в новой власти заряжены на реализацию этих целей, мы писали около месяца назад.
Нефтеперевалочные комплексы Коломойского в Одессе и Черноморске увеличили объемы импорта нефтепродуктов. Об этом свидетельствует статистика Администрации морских портов Украины. Так, импорт нефтепродуктов через Одесский порт в январе-июле текущего года увеличился на 249% – до 153 тыс тонн. Рост за январь-июнь составлял 141%. За январь-май – 644%. Первые поставки нефтепродуктов через Одесский порт состоялись в апреле, то есть, когда стало ясно, что побеждает Зеленский. И за 7 месяцев текущего года через Одесский порт поставлено на 38 тысяч тонн (или примерно на четверть больше), чем за весь предыдущий. И Черноморский порт начал импорт в мае, хотя до этого не импортировал около полутора лет, и к июлю объемы поставок составили почти 36 тысяч тонн. Если Коломойский запланировал схему еще в апреле, то нам остается только поаплодировать.
«Экономическая правда» пишет о том, что Коломойский хочет «догнать» на рынке тандем Грановского-Адамовского с их «Трейд-коммодити» и всю зонтичную империю, разросшуюся на тендерах армии и Укрзализныци – главных потребителей дизеля. Вот тут мы бы поспорили. Не догнать, а сесть на темы, созданные Грановским. Поскольку темы эти очень жирные, и такая корова нужна самому. Зачем же ее резать?
Таких тем две. Первая: приходит танкер с горючим, например, в Николаевский порт. Но почему-то танкер заполнен лишь на одну треть. Что же это за глупцы, которые гоняют судно полупустым? Совсем не глупцы. А просто на подходах к порту к танкеру подходят баржи и разгружают его на две трети. Горючее распределяется по АЗС. Черная контрабанда в чистом виде. Местные контролирующие органы в доле.
Вторая тема интереснее. Как гарантированно увеличить маржу и выигрывать в тендерах госструктур, предлагая демпинговую цену? На помощь приходит химия и математика. Если дизель импортировать, то пошлина на него аж 140 евро за тонну. А вот если импортировать авиационный керосин – то пошлина в 7 раз меньше, 21 евро. А на базовое масло и вовсе акциза нет. Эврика! Опять-таки в том же Николаевском порту смешиваем керосин, масло и дизель и получаем керодизель. Топливо будущего, на котором ездят украинские танки и тепловозы. В зависимости от плотности конечного продукта расчетная стоимость литра такой смеси может быть на 1,65 грн/л ниже цены обычного дизельного топлива. С таким зазором можно идти на любой тендер и честно его выигрывать. Поломки двигателей? А вы докажите.
После победы Зеленского интерес к этим схемам неожиданно проявила ГФС, и, что еще более неожиданно – Днепропетровской области. Куратором, направляющим интерес фискалов, выступает друг Коломойского и Портнова и вероятный претендент на пост главы Днепровской ОГА Святослав Олейник. Ну а разгоняет тему медийно – правильно, холдинг Коломойского «1+1». Нет, Грановский не задержан, подозрение ему не предъявлено и вряд ли будет. Происходящее преследует две цели – как следует взбодрить Грановского и сделать его более мягким, человечным и отзывчивым на предложения, от которых он не сможет отказаться. И вторая – перевалка в Николаеве уже два месяца не работает.
Похоже, с такими же целями ГПУ арестовала счета и заблокировала работу одного из крупнейших импортеров Maddox, который в прошлом году реализовал в Украине 240 тыс тонн нефтепродуктов, 170 тысяч из которых были завезены морем. И, наконец, вопросы по контрабанде и посещениям Крыма в 2015 году, которые предъявила СБУ к танкеру «Мрия», заблокировав работу одного из причалов Херсонского порта, наверное, оправданы, но вызывает интерес тот факт, что тему вдруг начал эксклюзивно комментировать глава СБУ Баканов.
Одним словом, все большее количество фактов говорит о том, что Игорь Валерьевич решил пересесть с иглы общественного одобрения на лицо общества. В Украине новая элита приходит только затем, чтобы как можно скорее стать старой элитой. Игорь Валерьевич как человек пожилой и опытный, неоднократно этот процесс наблюдал и успешно в нем участвовал. И хорошо знает, что ковать надо, пока горячо. Как там будет с новым Кабмином – пока неясно, а сейчас ни силовики, ни Гройсман – точно не против. Да и пусть попробуют быть против. Так что вангуем, что очень скоро именно Коломойский станет королем рынка нефтепродуктов в Украине, а его доля в тендерах «Укрзализныци» и Минобороны будет расти по экспоненте.