Друзья, хорошие новости. Вчера СБУ внимательно прочитала наш пост с фотографией ковбоя Недашковского на фоне Запорожской АЭС. А уже сегодня СБУ сообщила о разоблачении многомиллионные хищений на ЗАЭС. Оперативно
Это, так сказать, молния. А теперь, собственно, материал.
С большим трудом отрываемся от комедийного сериала – закупок «Энергоатома», и публикуем сегодня немного сложный, но важный текст.
Глава «Энергоатома» Юрий Недашковский на днях заявил о том, что главная проблема атомной генерации – НКРЭКУ. Постановка вопроса правильная, но вывод ложный. У атомной генерации действительно есть главная проблема. Но зовется она не НКРЭКУ, а Юрий Недашковский. А точнее – его алчность и воровство.
Вот просто интересно, считали ли Мартыненко и Недашковский, сколько за последние 20 лет они украли из этой самой атомной генерации? Вот так чтоб сесть на закате с коньяком и карандашиком и посчитать. Для истории. Понятно, что речь идет о миллиардах, но сколько конкретно? Ну, может, Недашковский хоть в мемуарах напишет. У нас даже первая фраза есть для этих мемуаров: «Никем больше не могу быть на этой земле – только… президентом НАЭК «Энергоатом». Впрочем, мы отвлеклись.
Недашковский с недавних пор стал выражать недовольство тем, что в тариф для теплогенерации закладывается импортный паритет – биржевой индекс «Роттердам+». По мнению главы «Энергоатома», это коррупция.
Однако по такому же принципу формируется тариф для АЭС – в его стоимость закладывается спотовая цена уранового концентрата, из которого делается топливо для атомных станций. Нынешняя спотовая стоимость уранового концентрата – 71 доллар. НКРЭКУ закладывает в тариф 75 долларов. А Недашковский требует, чтобы закладывали 105 долларов. То есть, Недашковского не устраивает аналог формулы «Роттердам+» для «Энергоатома». Он хочет «Роттердам+50%».
Украина обеспечивает себя урановым концентратом только наполовину. На Восточном ГОКе производится около тысячи тонн концентрата в год. Еще до полутора тысяч тонн закупается на внешних рынках. В частности, у казахского “Степногорского горно-химического комбината”. Но не напрямую, а через Steuermann Investitions – австрийскую прокладку покровителя и партнера Недашковского – Николая Мартыненко. У казахов ВостГОК в 2014-1015 годах закупал концентрат по тогдашним спотовым ценам – за 90-95 долларов. На украинской таможне концентрат стоил уже 125-130 долларов. А «Энергоатом» его покупал за 135-140 долларов. За год схема приносила около 800 млн грн.
Нехорошая НКРЭКУ лавочку прикрыла, ограничив потолок закупки концентрата спотовой ценой. Но Недашковский не мог остановить бизнес Мартыненко и стал вешать убытки на «Энергоатом». А со следующего года – угрожает и на ВостГОК.
Немного о том, что с сырьем происходит дальше. “Энергоатом” передает концентрат российскому ТВЭЛу, который фактически по давальческим условиям производит топливо для украинских АЭС. Недашковский то говорил, что все эти манипуляции с казахами и австрийцами необходимы для того, чтобы убедить недалеких россиян, что весь поставляемый концентрат украинский, чтобы сохранить льготные условия. То рассказывал о том, что ТВЭЛ использует собственное сырье. В следующем году заканчивается контракт с «ТВЭЛом», и Украина может попросту закупать концентрат по спотовой цене.
Но тогда без загрузки останется ВостГОК, что нехорошо. По словам Недашковского, себестоимость производства концентрата ВостГОКом составляет 100-120 долларов. Почему цена почти в полтора раза дороже спотовой?
Одна из причин – тотальный тендерный дерибан, который устраивает на ВостГОКе трио имени Мартыненко. Проклятие комбината. Эти Трус, Балбес и Бывалый серого кардинала «Народного фронта»: глава госконцерна «Ядерное топливо», куда входит ВостГОК – Сергей Дробот, отстраненный руководитель «Объединенной горно-химической компании» и экс-замдиректора ВостГОКа Руслан Журило, находящийся сегодня под следствием, а также – вице-президент «Энергоатома» Айдын Айсин.
Несмотря на передачу акта по обвинению Мартыненко в хищении 17,3 млн долларов у ВостГОКа, его друзья продолжают активно этот самый ВостГОК грабить. Если взглянуть на результаты тендерных торгов ВостГОКа на сайте Prozorro, победы на них и сегодня, как и последние пять лет, преимущественно получают компании, так или иначе связанные с Журило, Дроботом и Айсиным.
В частности, это касается поставок металлических изделий, серы, топлива. В подавляющем большинстве случаев на конкурсных торгах конкуренция отсутствует или имитируется, а цены часто – выше рыночных.
Несколько примеров.
В марте 2018 года ВостГОК по результатам тендера заказал ООО «Мир стали» 702 т чугуна и стали на 20,9 млн грн, что на треть дороже рыночных цен. В сентябре 2018-го «Мир Стали» поставила металлические изделия на 7,5 млн грн грн, являясь единственным участником торгов. «Мир Стали» – компания Дробота. Формально она принадлежит Наталье Кирильчук. Но директором является Елена Бойко – партнерша Дробота по юридическому бизнесу.
В феврале 2018-го ГП «ВостГОК» курпил шлак на 25,9 млн грн грн у ООО ТД «Эко-Сервис». Эта компания из орбиты Руслана Журило. Формально «Эко-Сервис» принадлежит Игорю Ведуте, который является соучредителем благотворительного фонда им. Виктора Замулы «Наш город» вместе с Журило. С 2008 года «Эко-Сервис» выиграл тендеров у ВостГОКа на 1,5 млрд грн. Красноречивая цифра.
Легендарная компания «Zodiak Plus». Основана в 2014 году в Латвии украинцем Евгением Бугой. Ранее он руководил ООО «Энерджи трейд групп» – крупнейшим поставщиком госпредприятий, которыми руководил Руслан Журило. В мае 2018-го по результатам тендера ВостГОК заказал SIA «Zodiak Plus» серы на 38,9 млн грн. Единственный конкурент – ООО «Торгсервис», – также контролируемая Русланом Журило. В настоящее время проводится конкурс на поставку еще 7700 т серы – на 43,5 млн грн. Участники торгов – ООО «Торгсервис» и ООО Торговый дом «Эко-Сервис». Обе принадлежат Журило.
Эту летопись доения ВостГОКа людьми Мартыненко и Недашковского можно продолжить еще на несколько страниц. И поэтому мы настоятельно рекомендуем Недашковскому: прежде чем рассказывать о высокой себестоимости концентрата ВостГОКа, попросите вашего патрона Мартыненко перестать грабить государственное предприятие и выкачивать из него миллиарды. Не просим даже вкладывать в модернизацию. Просто – перестаньте грабить. Глядишь – и себестоимость упадет. Как минимум – до мировых цен.