Уже практически месяц два высоких государственных органа, призванных обеспечивать верховенство права – НАБУ и ОАСК, заняты публичным уничтожением друг друга. Пока без особого превосходства одной из сторон. Так сказать, играли два звена – игра была равна. Происходящее является еще одним сигналом стремительной энтропии государства при мудром правлении одного из влиятельнейших лидеров мира. Институты государства при нем превращаются в самостоятельные рыцарские ордена, ведущие войны друг с другом. Великие дома Вестероса, которым сидящий на Железном троне Джоффри Ссаныч Зеланистер попеременно оказывает покровительство.
Что НАБУ удается блестяще – так это медийная сторона дела. Все-таки недаром 32 человека в пиар-отделе. Ведомство Сытника публикует пленки, которые показывают ОАСК как самостоятельное ОПГ, влияющее или пытающееся влиять на другие институты судебной и не только судебной власти. Ни о каком авторитете ОАСК и его судей в обществе после пленок говорить не приходится. Мафия в мантиях. Однако это надо доказать. И тут у НАБУ, как обычно, начинаются проблемы. Есть только прослушка. А фактов получения неправомерной выгоды или принятия каких-то незаконных резонансных решений – не установлено. Зацепиться можно только на озвучиваемых планах влияния на ВККС, ВСП и другие органы. Но на практике доказать вину будет очень сложно.
Более того, оказывается сложно даже допросить. Как только у НАБУ дело переходит от фазы пиара, пресс-релизов и инфографики к процессуальной фазе, начинается традиционный юридический сюр и трэш. Следствие оказывается не в состоянии с соблюдением законной процедуры вручить подозрение Вовку и четырем его подельникам. ОАСК заявляет, что не может передать 8 своим судьям повестки на допросы в НАБУ, потому что все они сейчас в отпусках, и возвращает неврученные подозрения пяти судьям суда в Офис генпрокурора. В ответ НАБУ повышает ставки абсурда и объявляет Вовка и судей в розыск. Тот пишет, что не скрывается, и советует НАБУ вызвать его на допрос по закону.
НАБУ так и поступают, вручив повестку, словно и не было никакого объявления в «розыск», и Вовк заявляет, что придет на допрос, и ему (сейчас будет смешно) «скрывать нечего».
Параллельно разворачивается другая линия. Вовк обращается за помощью к собрату из Печерского суда. Так сказать, Вовк Вовку глаз не выклюет. Или не выгрызет. Сергей Вовк – не менее легендарная личность, чем Павел, хоть и не столь масштабная. Тут просто принцип свободной кассы. Но – тоже с приоритетом для Портнова. Потому при десятках зашкваров не тонет. При Януковиче сажал Луценко и Иващенко. Но отделался легким испугом и похудевшим кошельком. Не один раз обязан Андрею Владимировичу сохранением.
Последний раз – в начале года, когда Вышгородский райсуд оправдал его за вынесение заведомо неправосудного решения о незаконном лишении квартиры и автомобиля жительницы Киева. Короче, хороший судья. Пригодился.
И вот адвокаты стороны одного Вовка обращаются к другому Вовку из Печерского суда, чтобы тот обязал генпрокурора поменять подследственность дела о прослушке. Чтобы захоронить его в Нацполе. В общем стандартная схема – адвокат просит (все законно, и обращение, и суть просьбы). Далее, как правило, приходит отписка от прокурора о том, что оснований для передачи дела нет, или вообще просьба остается без ответа. После этого максимум, что может получить адвокат через суд – решение обязать прокурора рассмотреть ходатайство. Но в нашем случае происходит юридическое чудо, и в одном решении судья обязывает сразу и рассмотреть ходатайство, и принять решение о передаче дела в другой следственный орган.
Дальше сторона ОАСК оспорила решение по своему же ходатайству, надеясь его закрепить, но апелляция решила отправить спор в Верховный суд. В НАБУ рассчитывают, что ВС направит спор в ВАКС, как это было сделано в деле Бахматюка. А там уже работает принцип ВАКС НАБУ глаз не выклюет. Сбылись прогнозы пессимистов, и вместо независимой позиции ВАКС уже сформировался любовный треугольник НАБУ-САП-ВАКС. И решения, которые принимает ВАКС, на добрые 90% соответствуют позиции НАБУ.
Рассмотрение подследственности дела в Верховном суде с перспективой перевода в ВАКС – пока единственный успех НАБУ. Судей-фигурантов дела не удалось даже отстранить от должностей. Говорят, Сытник на днях ездил в ВСП (Высший совет правосудия), в чьих полномочиях отстранение, и имел беседу на повышенных тонах с главой ВСП Овсиенко. И даже якобы беседа была записана, но не Сытником, а его собеседниками. Будет очень забавно, если услышим вторую серию откровений про помощь Хиллари.
Где в этой комедии абсурда Офис президента и он сам? Фигаро здесь, Фигаро там. Как мы помним, сначала Венедиктова, читай Офис, играла за НАБУ, потом против. Сейчас взята мучительная мхатовская пауза. Ермаку очень хочется разделять и властвовать. Смотреть, как подопечные рубят друг друга и бегут наверх за поддержкой. Но быть Кучмой эффективно получалось только у Кучмы. А сейчас больше похоже на пародию на Кучму.
Очень может быть, что решающую роль в ситуации сыграет тот факт, что ОАСК и его глава заняли откровенно антиамериканскую позицию. Тут и несовместимые со статусом судьи заявления Вовка о «внешнем управлении» из российских методичек Портнова. И многочисленные решения в интересах Коломойского по Привату, и заявления об исках по проверке наличия «американских биолабораторий в Украине», и открытие производства о прекращении деятельности ЦПК, и более старые кейсы вроде запрета Супрун осуществлять полномочия министра и признания незаконными разглашения «амбарной книги Партии регионов» Сытником и Лещенко.
И дело является предметом пристального интереса временно поверенной в делах США в Украине Кристины Квин. Может, именно из-за этого интереса Венедиктова то обещала Вовку, что его не отстранят и она не будет подавать в ВСП представление, то в разговоре с этой самой Квин признавала, что это следует сделать в ближайшие дни. Надо понимать, что эта суета и томленье духа совсем не Венедиктовой, не имеющей собственной игры, а Офиса президента.
Что характерно – этот веселый нарастающий хаос он не только здесь, но и в других прецедентных процессах в судебной и правоохранительной системах. Дело кипрских депозитов Суркисов. Напомним, Коломойский вывел, а если точнее – украл из Приватбанка 250 млн долларов со счетов 6 кипрских офшоров, записанных на его партнеров Суркисов. Они были национализированы. В далеком 2017 году Коломойский покупает решение Печерского суда о том, что депозиты должны быть выплачены Суркисам. Решение никчемное в силу комплекса причин, и выполнено быть не может, а может висеть только как почетная грамота в уборной Коломойского. Но. Приходит Зеленский, и Минюст открывает исполнительное производство по делу.
А затем, месяц назад, Суркисы, – барабанная дробь, – увеличивают сумму, которую они требуют к выплате Приватбанком, читай государством и его гражданами, до 350 млн долларов. И дело, в нарушение всех процессуальных процедур попадает, – еще одна барабанная дробь – правильно, к Сергею Вовку из Печерского суда.
В старом культовом фильме «На игле» был раздел «худший сортир Шотландии» с одноименным объектом, куда приходилось нырять главному герою за дозой под музыку Бизе. Сейчас в худший суд Украины ныряет Игорь Валерьевич Коломойский за 350 млн долларов, которые он хочет забрать из кармана каждого украинца. Проблема только в том, что ныряет он не один, а со своим младшим как бы управляющим партнером – президентом. Потому что если Офис президента и Зе допускают этот беспредел уже после официальных обвинений США, то это говорит о том, что младший партнер или не против, или на него не обращают внимания.
И вот здесь хорошо бы спросить: а где же НАБУ? Почему не возьмет второго Вовка за откровенный произвол, почему не задокументирует его работу с Суркисами? А нельзя, негласный пакт Игоря Валерьевича с соросятами и Офисом. Как и в деле «Роттердам+». Только в одном случае следствие замораживается, потому что доказательной базы с избытком, а в другом – потому что ее нет вообще.
Как мы и писали, остановка следствия по «Роттердам+» произошла вовсе не из-за того, что СБУ не провела экспертизу, как писал Бутусов. А по банальной, хоть и стыдной причине. НАБУ ждет запрос по международно-правовой помощи. Стыдная она потому, что за 3,5 года следствия этих запросов можно было послать и получить ответ добрый десяток раз. И причина эта означает, что следствию не с чем идти в суд. «Если сроки выполнения международных запросов не будут разумными, материалы… будут выделены в отдельное производство, а досудебное расследование в отношении шести подозреваемых будет завершено», – пишет НАБУ. И при этом «экспертное подтверждение правильности определения размера убытков за весь период продолжается».
Ну разве не прелесть? Дело остановлено, но экспертиза еще идет. А разум – критерий времени. Так говорил Заратустра из НАБУ. И когда на это смотришь, то возникает вопрос – а какой разумный срок у этой власти – у этих вовков, сытников, зеленских? Сколько еще способно выдержать государство? Ощущение, что недолго.