По удивительному совпадению, после прихода на «Центрэнерго» людей Коломойского и запуска рынка электроэнергии, генерация начала продавать электроэнергию предприятиям Игоря Валерьевича: Никопольскому и Запорожскому заводам ферросплавов, Покровскому и Марганецкому ГОКам, а также «Днепразоту».
Но приятная цена, по которой Коломойский продает себе государственную электроэнергию – слишком мало для графа де ля Фер из Днепра. Граф намерен снизить тариф на ее транспортировку по сетям Укрэнерго, используя для этого судебные иски и митинги разгневанных пролетариев под НКРЭКУ и Минэнерго. Раздавая участникам по 600 грн по ведомости. Игорь Валерьевич, вы бы такую щедрость лучше проявили в вопросе зарплат вашим рабочим, и сделали ремонт в клоповнике, который вы с присущим вам юмором называете общежитием сотрудников ЗЗФ.
Кстати, предлагаем президенту, которому так понравилось ездить по стране и на камеру бороться с проклятыми расхитителями государственной собственности, съездить в Запорожье и посмотреть на условия труда и проживания сотрудников ЗЗФ. Ведь это ваши коллеги, Владимир Александрович. Они тоже по контракту на него работают, как и вы в недалеком прошлом.
Впрочем, не будем отвлекаться. Итак, Коломойский взял под контроль одну из крупнейших генераций (в ее состав входят три ТЭС, суммарная мощность которых составляет около 14% от установленной мощности всей электроэнергетики Украины) и методично загоняет ее в долги.
По еще более чудесному стечению обстоятельств, госшахты, поставляющие на «Центрэнерго» уголь, тоже оказались в орбите влияния главы группы «Приват». Здесь тоже произошли судьбоносные антикоррупционные перестановки смотрящих. Куратора отрасли от Кононенко Кропачева сменил куратор от Коломойского Беляков. Не менее замечательный персонаж, и с большим опытом работы. Беляков в 2010-2014 годах возглавлял “Донбасский расчётно-финансовый центр” (ДРФЦ) Саши Януковича и контролировал группу углеобогатительных фабрик на Донбассе, позже отметился в ДНР и, наконец, осел в Крыму.
Госшахты – это золотое дно для смотрящих при правильном подходе. Занижение объемов добычи, создание прокладок, продающих уголь государственным ТЭС с накруткой в 30%, разбавление угля шламом и просто поставки шлама государственным ТЭС под видом угля, тендеры со своими участниками и т.д. Большинство госшахт убыточны и существуют за счет дотаций. Себестоимость добычи угля превышает рыночную цену сырья. При этом продают уголь госшахты по тарифам Минэнерго. Которые сегодня существенно превышают рыночную цену. Поэтому купить дорогой и часто некачественный уголь может только государственная генерация. Например, «Центрэнерго».
Вот так и возникает задолженность в 1,2 млрд грн. Это дополнение к уже имеющейся задолженности и уже имеющемуся комитету кредиторов. Главными кредиторами являются компании Дмитрия Крючкова, а комитет кредиторов возглавляет его советник.
Крючков – легендарный аферист, в тучных 2000-х устраивавший рейдерские захваты строительных «дочек» Хмельницкой и Ровенской АЭС и похищавший акции харьковского атомного института “Энергопроект”. Во времена Януковича Дмитрий, и особенно его заклятый враг и родной брат Леонид, были «в близких» с Артемом Пшонкой.
В 2014-2015 годах была провернута главная афера Крючкова: он создал компанию «Энергосеть», которая получила права требования с крупнейших должников трех облэнерго. Предприятия Коломойского, Фирташа и других заплатили Крючкову долги с дисконтом, и Крючков с деньгами сбежал в Россию, где, внимание, получил паспорт политического беженца. А оттуда – улетел в Германию, где тихонечко сидел, пока Коломойский не организовал его «экстрадицию» в Украину накануне первого тура президентских выборов. Роль Крючкова в предвыборной спецоперации Игоря Валерьевича состояла в даче показаний на Кононенко для дискредитации Порошенко в глазах избирателей. Справившись с задачей, Крючков улетел обратно в Германию.
Так вот Крючков скупил долгов «Центрэнерго» на 60 млн грн, но Крючков бы не был Крючковым, если бы сверху к этим 60 млн грн не навесил 1,04 млрд грн «инфляционной составляющей». Великолепный Дима в очередной раз конвертировал воздух в деньги, которое ему должно заплатить государство.
В этом году состоится приватизация «Центрэнерго». В прошлом году Кабмин собирался продать актив примерно за 200 миллионов долларов, и ряд экспертов счел эту цифру заниженной. Однако вряд ли такую цену бюджет получит за продажу компании в этом году. И вряд ли зарубежный инвестор, например, GDF Suez, который когда-то проявлял интерес к “Центрэнерго”, придет на конкурс. «Центрэнерго» – «грязное» предприятие, а недавний пример «Арселора» показал, что экологией в Украине может внезапно заинтересоваться даже СБУ. И инвестиции в модернизацию, – техническую и экологическую, – ничего не гарантируют.
Объект купит покупатель со своим админресурсом, со своей сырьевой базой и потреблением. И такой человек есть. Приватизацию «Центрэнерго» Зе-команда готовит под Коломойского. «Долги» Крючкова, который дышит, потому что ему разрешает Коломойский, и которого в любой момент можно просто посадить в тюрьму, станут инструментом, облегчающим вход Игоря Валерьевича. Конкретный механизм пока не согласован. Возможно, номиналом Коломойского на “Центрэнерго” станет его партнер Фукс, уже принимающий участие в управлении госкомпанией. Возможно, Крючков переуступит свои права требования Фуксу.
Своя генерация является давнишней мечтой и тайным, но болезненным комплексом неполноценности Коломойского с момента проигранной борьбы за “Днепроэнерго”. А конечной целью главы группы «Приват» является вертикально интегрированный холдинг. Свой уголь, свое производство электроэнергии и свой потребитель – в первую очередь ферросплавные заводы, крупнейшие потребители электроэнергии в стране.
В этой связи очень показательным является заявление Геруса о необходимости приватизации шахты «Краснолиманская». В 2018 году ее очень хотел приватизировать уже бывший угольный смотрящий Кропачев. И, наверное, в 2019 тоже хочет. Но кто ж ему даст? Приватизацию этого ресурса тоже готовят под Игоря Валерьевича. Потому что государственные шахты со своими смотрящими – это хорошо, но частная собственность – надежнее. Ведь Зеленский – это в лучшем случае на пять лет. А Игорь Валерьевич собирается хорошо жить гораздо дольше.