Вчера Коломойский заявил, что это не он, согласно расследованию Kroll, украл из Приватбанка 5,5 млрд долларов. А ему Украина должна 2 млрд долларов капитала Приватбанка, которые «там лежало». А сам Приватбанк ему не нужен. Любопытно, что это заявление полностью совпадает с комментарием Зеленского трехдневной давности о том, что Приватбанк нужно оставить в госсобственности.
Хорошо известно, что Коломойский ничего не говорит просто так, и все его слова имеют адресатов. Также известно, что подход «это не мы должны, это нам должны» – излюбленный бизнес-принцип Игоря Валерьевича. Предъявить кредитору некий «счетчик» и превратить его из кредитора в должника, сделав договороспособным – модель, которую Коломойский успешно использует еще с 90-х годов.
Это заявление – оно не о возврате $2 млрд. Коломойский понимает, что даже при президенте Зеленском вернуть ему сумму, являющуюся годовым объемом ЖКХ-субсидий – это добровольно спровоцировать третий Майдан. Нет. Это заявление – о взаимозачете и списании прочих долгов Коломойского. Во всех своих бизнесах самый патриотический олигарх действует по одной и той же схеме – схеме пылесоса. Только в Приватбанке он задирал проценты и пылесосил деньги вкладчиков и рефинансирование НБУ. Переводил эти средства в кредиты связанным компаниям без залогов, и через цепочку прокладок выводил в офшоры.
А в других своих компаниях Коломойский поступал аналогичным образом с бюджетными средствами. Ну, например, компания “Укрнафта”, которая контролируется Коломойским, несмотря на то, что большая часть ее акций принадлежит государству, в 2015 году в качестве предоплаты за топливо (!) перечислила 24 прокладкам Коломойского 6,6 млрд грн. С тех пор ни денег, ни топлива. Сегодня «Укрнафта» является крупнейшим должником госбюджета – около 32 млрд грн задолженности.
Замечательной иллюстрацией умений Коломойского является то, что в 2015-2016 годах нефтегазовая (нефтегазовая, Карл!) компания вообще была убыточной, получив 5,4 и 8,7 млрд грн убытков соответственно. Нужно понимать, что эти миллиарды «убытков» были просто украдены и осели в офшорах.
Обанкроченные компании Коломойского, которые управляли в 2013-2016 годах его заправками под брендами “Авиас”, ANP, “Мавекс” и др, имеют суммарный долг по уплате налогов перед государственным и местными бюджетами в размере 1,113 млрд грн. Долг «Полтаванефтегаз» в прошлом году составлял 1,8 млрд грн. Долг Днепразота Коломойского, который он дотировал за счет Укрнафты – 1 млрд грн.
Все мы любим авиабизнес Коломойского. Дорогущие билеты, ужаснейший сервис и лоббирование этого статус-кво с помощью купленных чиновников. Сначала это было Днеправиа и Аэросвит, затем эстафету приняла МАУ. У последней, как и ранее у Аэросвита – многомиллионные долги перед Украэрорухом и Госавиаслужбой. По разным оценкам, общий долговой портфель авиакомпании перевалил за 1 млрд грн. Коломойский просто не платит госслужбам и контрагентам.
Ну и еще один кейс, в котором Коломойский хочет взаимозачета – иск НБУ в швейцарский суд на взыскание задолженности на сумму 6,64 млрд гривен. Эти деньги – украденное рефинансирование НБУ, которое было выдано Приватбанку в 2016 году под личное поручительство Коломойского.
На первый взгляд, непонятно, почему Коломойскому так важно получать не прибыли, а сверхприбыли. Не просто вести бизнес, а грабить государство, партнёров, персонал своих предприятий, и даже совершенно посторонних людей. Мы уже писали, в каких, например, условиях живут рабочие в общежитии Запорожского завода ферросплавов. Мы писали о том, как Коломойский нефтедобычей уничтожает Борислав на Львовщине и Долину на Ивано-Франковщине.
Почему? Ну, во-первых, это состояние души. Минотавр не виноват, что он такой, он просто хочет есть.
Коломойский не любит вкладывать в модернизацию, строить образцовый бизнес. Ему всегда было проще что-то отжать. Посмотрите на заправки Коломойского, внешний вид соответствует продаваемой продукции. Технологичность Приватбанка была исключением, связанным с личностями Дубилетов.
А во-вторых – у Игоря Валерьевича большие расходы. Только «1+1» забирает миллион долларов. В день. Что это за деньги? Да те же деньги, украденные у государства. У Игоря Валерьевича других нет. Вот эти истерики Натальи Мосейчук оплачены деньгами вкладчиков Приватбанка. И этими же самыми деньгами «1+1» и рассчитывался с «Кварталом» после того, как перекупил его у Хорошковского.
При этом в 2012 году по условиям базовой сделки 6 миллионов долларов получил офшор Green Family Ltd, который владеет ООО «Квартал 95». В состав учредителей офшора уже тогда для страховки был введен смотрящий от Коломойского – Тимур Миндич.
Как свидетельствуют обнародованные 1 марта депутатом Арьевым документы, в 2012-2016 годах на два белизских офшора Зеленского (Aldorante Limited и Film Heritage Inc) из Приватбанка через длинную цепочку компаний Коломойского поступил 41 млн долларов.
Ну, конечно же, Вова не участвовал в схемах грабежа Приватбанка. Как жена бандита не участвует в ограблениях. Ей просто дарят украшения и деньги. Она их носит и тратит. А иногда даже создает культурные проекты. Так и Коломойский рассчитывался с Зеленским за телевизионный продукт выведенными из банка деньгами. А, возможно, и деньгами рефинансирования НБУ в 2016 году. И, конечно же, никаких налогов в украинский бюджет с продукта, созданного в Украине, с этого 41 млн долларов или 1,107 миллиарда гривен Зеленский не платил.
И даже если отбросить все прочее, то только один этот факт показывает, что на самом деле означают отношения Коломойского и Зеленского.
Это, конечно, никакие не отношения поставщика и покупателя контента. Это отношения циркового дрессировщика и пуделя на поводке. Пудель великолепен: он делает сальто, решает арифметические задачки, ходит на передних лапах и перескакивает через барьеры. И даже – снимается в кино. Публика обожает своего любимца и верит в то, что он и сам мог бы выходить на арену и проделывать все эти поразительные штуки и без этого неприятного пузатого бородача с поводком. Может даже показаться, что так думает и сам пудель. Но в тот самый момент, когда пуделю кажется, что он так думает – натягивается поводок, и друг человека понимает, что его в любой момент могут посадить в клетку.
Этот поводок (или как минимум его часть) – те самые злосчастные 47 млн грязных долларов, с которых не уплачены налоги. И возможное расследование происхождения средств, на которые себе кандидат в президенты построил виллу в Италии – и есть настоящий предохранитель от скачков самолюбия подопечного. А Миндич с Богданом – это просто страховка и отеческая помощь.
Сейчас в Украине сложилась очень экзотическая ситуация. Как ни парадоксально, но демократия в нашей стране все эти 27 лет существовала в том числе и благодаря тому, что президенты, которые приходили к власти, хоть и были частями групп влияния, но все-таки были объектами, а не субъектами. Способными менять свою вертикаль. Иными словами, это были Игроки, а не фишки. А сейчас мы впервые мы можем получить ситуацию, в которой президент будет контролироваться полностью и безоговорочно. Хотя бы благодаря компромату в виде его черной бухгалтерии, который есть в распоряжении у Коломойского.