FB Telegram Youtube
Logo
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРЕШНОСТЬ (АУДИО)
20:41 30 Янв 2019

Социологи, нарисовавшие Зеленскому 15%, рассказывают, как «натягивать» рейтинг и сколько платить за фейковые опросы – запись переговоров в комментариях к посту.

Вова Зеленский недавно объявил конкурс на лучшую неправдивую информацию о нем и даже запустил хэштег #зефейк. Сложность выполнения конкурсных условий состоит в том, что вся кампания Зеленского и сам Вова – это сплошной #зефейк и #зешквар. И поэтому – зачем что-то придумывать, когда все и так уже делают Зеленский и его команда?!

Все уже увидели, как выглядит Зе-общение кандидата с журналистами. Насладились Зе-извинениями после этого Зе-общения. Познакомились с ватным персоналом Зе-офшоров, в которые входит и выходит Вова. Узнали, что такое Зе-уборка снега и погрузились в философские глубины термина «техническая ошибка». Зе-техническая ошибка.

А сегодня мы расскажем о безусловном хите последней недели – Зе-социологии. Официальная страница Зеленского опубликовала данные опроса компании «Актив групп», согласно которым Зеленский якобы сравнялся с Тимошенко в рейтингах. И составляет этот уровень их поддержки около 15% на каждого среди всех респондентов. Хотя согласно октябрьскому опросу той же компании, рейтинг Зеленского составлял 6,6%. Нам даже стало жалко Юлию Владимировну, которую начал атаковать младший партнер.

Результаты опроса начали активно разгонять СМИ холдинга Коломойского – в частности, «1+1» (куда же без «ТСН») и «УНИАН». Мы решили более внимательно взглянуть на социологов, у которых любимые кандидаты главы группы «Приват» совершают рейтинговые скачки.
Итак, владелец «Актив групп» — социолог и глава «Союза молодых политологов Украины» Андрей Еременко. В первую очередь, мы обратились к Фейсбуку молодого ученого. За январь текущего года Еременко успел сделать 45 постов и репостов. И 12, то есть, четверть из них посвящены – правильно, Вове Зеленскому. Общая их тональность – народ воспринимает Зеленского как альтернативу, кампания против Зеленского – это «трэш», бизнес в РФ – не проблема.

Обращает на себя внимание не только беспристрастность, но и научная лексика молодого политолога. Только Зеленского он называет уважительно – по фамилии. Тимошенко на языке главы социологической компании – это «Йуля», которая «кидает» и «берет деньги у Путина», а Порошенко – это «Петя», который «может выиграть только с помощью админресурса». Такой вот социологический расклад, пацаны. О такой мелочи, как грамматические ошибки социолога, умолчим.

Идем дальше. На сайте «Актив групп» автором, опубликовавшим исследование, является «admin». Что уже, в принципе, многое говорит об уровне компании. Все остальные исследования «Актив групп» публикует на сайте пользователь «Наталья Андрейшина». Заказчик исследования, разумеется, не указан. А начинается текст с результатами «исследования» фразой «Мнение. Политический аналитик Святослав Швецов». Журналистам хорошо известно, что словом «мнение» СМИ обычно титруют платные публикации. Но не будем придираться. Итак, чем же объясняет фантастической рост рейтинга Зеленского аналитик Швецов в своем «мнении?».

Да в принципе тем же, что и Еременко в своих постах. «Зеленский действует нестандартно и нешаблонно, является «новым лицом», большая часть его электората — «противсіхи». Дальше – шедевр. «Начавшая кампания очернения данного кандидата не сильно влияет на его рейтинг». Мы как-то не совсем поняли эту тонкую научную формулировку. «Не сильно» — это как? Это плюс три процента или минус? И какова база сравнения? Если база – это предыдущее исследование «Актив групп», то «кампания очернения» наоборот – нарастила рейтинг Вовы в два раза. Это очень сильно, а не «не сильно», не скромничайте, господин Швецов!

Мы решили лично познакомиться с владельцем «Актив групп» Андреем Еременко под легендой бизнесменов, которые хотят сделать социологический подарок одному кандидату в президенты. Еременко был готов обсудить заказ уже завтра. В ходе встречи мы озвучили имя нашего кандидата – еще один, нелюбимый, выдвиженец Коломойского Виталий Куприй. И поняли, что огорчили социолога. По словам Еременко, рейтинг Куприя настолько ничтожен, что если он ему нарисует 3-4%, то его засмеют. Вот если бы кандидат был «из известных», с реальным рейтингом, тогда можно «дотянуть».

Но не стоит отчаиваться. Как выяснилось, Куприю все же можно помочь, но пока не под брендом «Актив групп, а под другой маркой – «Украинский социологический портал». Который, как «чувствует» Еременко, «может сделать что-то подобное» за $500-1000. Владелец «Актив групп» охарактеризовал эту структуру как «наши партнеры». Зайдя на сайт «Украинского социологического портала», мы обнаружили страницу примерного такого же уровня исполнения, как у компании Еременко, и облако тегов. Самое крупное облако – правильно, «Актив групп» Андрея Еременко. Какие-либо контакты, а тем более физический адрес, на сайте – отсутствуют. Андрей дал понять, что после сотрудничества с «Украинским социологическим порталом» можно будет говорить о дальнейших перспективах.

Было видно, что молодому ученому очень хочется заработать, но он нам не доверяет. И поэтому рассказывает о том, что «дотянуть» может только политику с рейтингом. Как Зеленскому, например.

Мы понимаем горестный опыт Андрея. Осторожность превыше всего. Вот в 2014 году он осторожным не был, и его компания на выборах в 88 округе рисовала лидерство Олесю Донию с результатом в 18,6%, на второе место ставила самовыдвиженца Тараса Марьянского с 14,4%, на третье – Владимира Мойсика с 12,6%. Картина, правда, кардинально противоречила данным Центра Разумкова, согласно которым лидером был Юрий Тимошенко с 29%, опережающий Дония на 8%. А Марьянский и Мойсик у разумковцев колебались в рамках статистической погрешности. Удивительные социологические коллизии разрешились в день голосования. Победил Тимошенко с результатом в 29% — ровно столько, сколько насчитали разумковцы. Доний получил 16%, Марьянский – 3,6%, Мойсик – 1,2%. Что позволяет предполагать, что Еременко успешно обилетил не только Дония, но и Марьянского с Мойсиком.

Как видим, краеугольные камни Зе-социологии закладывались еще 5 лет назад.
Почему мы так много времени уделяем очередному #зефейку и #зешквару. Потому что обман избирателей с помощью фейковых данных соцопросов – одна из самых сильных технологий манипуляции массовым сознанием. В первую очередь, в предвыборный период. Это программирование путем внедрения в их сознание посыла об успехе кандидата, росте его влияния и поддержки. Не могут же 15% населения быть болванами, — как бы говорит такой соцопрос. Присоединяйся к Зе-команде, нас много.

И большинство ведь не обращает никакого внимания на то, кто опрашивал и как, и опрашивал ли вообще. У избирателей среднего и пожилого возраста – вообще сакральное отношение к сказанному в «новостях» (они же не могут врать, информация не может быть непроверенной). Из-за фейковой социологии страдает репутация профессиональных социологических служб.
Решать проблему с помощью просветительских методов – бессмысленно и долго. Гораздо проще и эффективнее сделать это административно-регуляторным путем. Проверенным способом лицензирования и сертификации. Социологическая служба не может возникнуть в один день. Этот статус нужно заработать. Сразу может быть создано «агентство, оказывающее социологические услуги». И превратиться в социологическую службу оно может только через 5 лет, если в течение этого периода будет соответствовать отраслевым требованиям валидности методологического подхода, предъявить наличие ресурсной базы и пула интервьюеров в регионах. Разработать требования и выступить лицензиатом могло бы авторитетное отраслевое объединение – например, Социологическая ассоциация Украины.

Ну а пока имеем то, что имеем – вся ответственность за социологический обман лежит на политиках. Потому что «Актив групп» — это просто отмычка, которой они пытаются вскрывать наши мозги. Не заказывать опросы у подобных компаний – это правило элементарной политической гигиены. Которым, как уже в который раз продемонстрировал Зеленский, он не следует. Потому что, как говорят Зе-социологи, Вова «действует нестандартно и нешаблонно».

Могут быть интересны
Больше публикаций
Приветствуем, дорогой друг, если ты хочешь сообщить нам что-то очень важное, заполни форму. Тебя ждёт вознаграждение - мы платим за инсайд.